Нечаев, Лев Исидорович

Aus Watch-Wiki
Zur Navigation springen Zur Suche springen

Нечаев, Лев Исидорович (1800 - 1861)

В Петербурге, в Центральном Военно-морском музее можно увидеть высокие (более двух метров высотой) часы в светло-коричневом футляре из палисандрового дерева. Им более 150 лет. Изготовил их ярославский часовщик Лев Исидорович Нечаев.

Как и Волоскову, ему приходилось "до всего доходить своим умом". Его отец был крепостным. Льву Нечаеву каким-то чудом удалось получить свободу и уехать в Ярославль с огромным желанием научиться часовому делу.

Он попал в часовую мастерскую немца Шредера. Это была хорошая школа. Шредер требовал немецкой аккуратности, и к двадцати годам из Нечаева вышел прекрасный часовщик.

В те годы высшим классом часового мастерства считались «астрономические», или «планетарные» часы. Нечаев рассчитывал, что выполнит задуманное в течение двух лет. Однако цель оказалась настолько трудной, что для достижения ее потребовались целых 15 лет. Кроме собственно времени, они показывали месяцы, числа месяцев и дни недели, время восхода и захода Солнца, продолжительность дня и ночи, прибавление или убавление дня. Кроме того, на особом экране демонстрировались восход и заход Солнца, причем с музыкальным сопровождением.

О часах Нечаева узнал владелец уральских заводов Никита Демидов, который предлагал за них 20 тысяч рублей золотом, но Лев Исидорович отказался продать часы даже за такую огромную сумму. У него была заветная мечта - основать в России часовую фабрику. Он решил преподнести часы царю Николаю I, надеясь, что тот оценит подарок и поможет организовать фабрику.

В начале 1853 года Нечаев приехал в столицу вместе со своими часами. Сначала они были показаны ученым Академии наук, а затем выставлены в одном из залов Зимнего дворца. Мастер получил золотую медаль с надписью «За полезное» и денежную награду в 1000 рублей, придворный художник написал его портрет. Но основать часовую фабрику Нечаеву так и не удалось.

Лев Исидорович возвратился в Ярославль. Вскоре он овдовел, остался один с четырьмя детьми. Условий для творчества не было. Начались болезни, и в 1861 году выдающегося мастера не стало.